Главная | Партнёры |
Президент о ДОСААФ
«Хотел бы отметить государственную важность работы, которую выполняет ДОСААФ России. Федеральные, региональные, муниципальные органы власти должны оказывать всяческую поддержку этой организации в реализации возложенных на неё задач» Опрос
|
Парашюты рванулись и приняли вес…
03 Августа 2015, 16:52
Кто сказал, что люди не летают? Попробуйте спросить у своих знакомых, хотели бы они совершить прыжок с парашютом, и вероятнее всего большинство из них ответят: «Конечно, наверное, это здорово». Когда прыжок – абстрактное понятие в далеком будущем, он вовсе не кажется страшным. Другое дело, когда принимается окончательное решение. Откуда-то из глубины сознания поднимаются все страхи и сомнения, и лишь единицы в конечном итоге решаются в заветный день приехать на аэродром. Прыжки с парашютом - не просто один из самых экстремальных видов спорта – это вызов себе и законам природы, исполнение давней мечты человека о свободном полете. Само слово «parashute» произошло от греческого «para» (против) и французского «chute» (падать). Историки свидетельствуют, что впервые идея прыгнуть с парашютом пришла легендарному Леонардо да Винчи. И первое упоминание о безопасной возможности «спуститься с небес» отмечается в его рукописи, датирующейся аж 1495 годом: «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». Сегодня у нас больше нет необходимости бросаться с неба с палаткой, а, взвесив все за и против, решиться на прыжок под руководством надежных инструкторов. Получить свою порцию небесного адреналина в Белгородской области можно двумя способами. Самый безопасный и быстрый способ – так называемый тандем. Прыжок осуществляется с инструктором, на специальном парашюте для двух человек. Плюс такого способа - процесс управления «полетом вниз» целиком берет на себя опытный парашютист. Минус – стоимость, за комфорт и безопасность приходится платить. Впрочем, первый же прыжок вполне может стать самостоятельным. Всё будет зависеть только от вашей подготовки. Первое, что посоветуют бывалые парашютисты «перворазнику», решившемуся на монолог с небом - никаких безрассудных поступков, всё по инструкции и только после команды. На обучении, которое в любом случае придется пройти перед самостоятельным прыжком, с вами подробно рассмотрят все возможные «непредвиденные» случаи: от зацепления за самолет до приземления на крышу дома. Запоминать придется все, дабы не стать блином на земле. На самом деле, случаи нераскрытия парашюта в мировой практике происходят очень редко. Да и травмы, например, в том же футболе получают куда чаще. В Белгородском авиационно-спортивном клубе ДОСААФ России, куда пригласили для совершения первого прыжка автора этих строк, таких случаев и вовсе не припомнят. К слову, в свое время Белгородский АСК, справивший в прошлом году свое 50-летие, стал одним из первых в СССР планерно-парашютным клубом. За полвека он воспитал настоящих чемпионов, добившихся значительных результатов в классическом парашютизме, парашютном многоборье и планерном спорте. Среди известных имен наших земляков – чемпион России по планерному спорту Геннадий Дорофеев и чемпионка России в парашютном многоборье Ольга Адрианова. Только за последние пять лет на базе Белгородского АСК выполнили первый прыжок с парашютом больше 3000 юношей и девушек. А общество количество совершенных прыжков доходит порой до 6 тысяч в год! Здесь не отрицают: да, у парашютиста может случиться в несколько раз больше неприятностей, чем у тела, лежащего на диване. Но при соблюдении основных правил перворазник гарантированно сохранит себе здоровье. Чтобы усвоить их, на тренировках придется упорно отрабатывать свое поведение после выхода из самолета, имитируя полет в воздухе. « 521, 522, 523…кольцо, 524, 525…купол, запаска, круговой осмотр». Такую незатейливую считалочку учили наизусть все, кто хотел впервые совершить прыжок с парашютом. - Трехзначное число, произнесенное вслух – это секунда в воздухе. Считалка особенно помогает начинающему парашютисту избежать паники. Как только он начинает считать, то вспоминает все и действует так, как его научили, - поясняет специалист-инструктор по военно-патриотическому воспитанию регионального отделения ДОСААФ России Белгородской области Михаил Вайнгольц. Нештатные ситуации, к сожалению, случаются. И нужно знать, как из них выйти достойно. Не допустить оных еще проще. Первое и самое главное правило: не стоит «для храбрости» перед полетом употреблять алкоголь. Второе: ни о каком прыжке с парашютом не может идти и речи, если вы страдаете серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями. После любых недавних переломов в течение года прыжки также противопоказаны. Третье: из ряда вон плохое зрение тоже не есть хорошо. Очки могут повредить глаза, а линзы могут быть выбиты сильным потоком воздуха. И последнее: немаловажную роль здесь играет и вес: парашютные прыжки разрешены людям от 45 до 95 кг. Больше всего внимания при обучении уделяется приземлению в экстремальных условиях. Самое опасное – это приводнение. Здесь нужно суметь, молниеносно освободившись от снаряжения, нырнуть и уплыть, чтобы купол основного парашюта не успел накрыть вас с головой. Попадая в лес, важно закрыть лицо перекрещенными руками, повернув венами вовнутрь. В случае, если купол запутался в ветвях и самостоятельно освободится не получается, парашютист должен тихо-мирно висеть и ждать помощи. Дотошный инструктор заставит не только проговорить все услышанное от него, но и отработать до автоматизма свои действия при прыжке в подвесной системе. Лично мне больше всего запомнился другой тренажер для «первопрыгов» - знаменитая «тумбочка», высотой в полтора метра, на которой отрабатывается приземление. И вот, наконец, долгожданный день. Гул самолетов в небе аэродрома «Томаровка», где каждый выходной можно увидеть толпы жаждущих «свершить безумство храбрых», слышен издалека. Среди мужского коллектива много юных девичьих лиц, полных храбрости и решимости. Кстати, по статистике почему-то именно «слабая» половина человечества мечтает хоть раз в жизни совершить этот, по мнению некоторых, безрассудный поступок. Отличить в аэродромовской толпе профессионального спортсмена от начинающего парашютиста можно невооруженным глазом: первые, как правило, одеты в специфический комбинезон, вторые – во что придется. Главное, чтобы одежда максимально закрывала тело. Неважно, лето на улице или зима, плотная и удобная одежда с длинными рукавами и штанами, заправленными в высокие берцы, – лучшее спасение от любых нештатных ситуаций. Огромные зрачки и каменная физиономия – еще одна отличительная внешняя характеристика «перворазника». На помощь самым трясущимся приходят все те же инструктора - в арсенале каждого уважающего себя специалиста по парашютной подготовке имеется с десяток тематических анекдотов. Да и вообще, их юмор и уверенность (еще бы, у каждого больше сотни прыжков) наверное, склонили бы на личный подвиг любого, кто оказался в радиусе досягаемости. Тем временем воздушная карета разведала обстановку в воздухе и совершает «пристрелку» (пробный запуск). Как правило, прыжок осуществляется с самолёта Ан-2. Всех парашютистов еще на земле расставят согласно их весовой категории – самые тяжёлые идут «в бой» первыми. Мне «посчастливилось» быть последней. То есть крайней. По негласным правилам небесных покорителей вместе с первым прыжком из лексикона парашютиста автоматически исчезает слово «последний». И основной и запасной парашют, гарантирующий безопасность прыжка, на вас наденут опытные сотрудники аэродрома и десять раз все перепроверят. У парашютной системы «Юниор», которую обычно примеряют «первопрыги», есть одно соблазняющее преимущество, отличающее ее от других – она не требует принудительного раскрытия, то есть выдергивания кольца. Парашют открывается сам после выхода человека из самолета. Для начинающих это существенное психологическое преимущество. Перед прыжком, когда будете сдавать экзамен в ДОСААФ, вас заверят, что «Юниор» - это надежная армейская техника, а отказы круглых куполов - крайне редки. Для того, чтобы не выпасть из системы во время открытия парашюта, его подгоняют к туловищу очень плотно. Большой рюкзак с основным парашютом одевается на плечи и фиксируется лямками на груди и ногах. Впереди - сумка для последующего складывания парашюта. В самом конце экипировки закрепляется запасной парашют в виде маленькой сумки с красной металлической скобой. Дополняет все это великолепие парашютно-мотоциклетный шлем. Весят «доспехи» в общей сложности порядка 20 кг. Передвигаться по земле в таком наряде довольно затруднительно, но не для этого он и надевается. Когда попадаешь в самолет, который стремительно набирает высоту до 800 метров, унося все дальше от земли, по вискам стучит всего одна мысль «Как меня сюда занесло?». Шутки шутками, но мало кто способен сохранять хладнокровие перед первым прыжком. Даже если вы изучите сотни страниц восторженных отзывов об этом, оказавшись в тесном фюзеляже «кукурузника» забудете обо всем напрочь. Это шаг через себя и для себя. Для многих этот шаг становится началом настоящей любви к небу, и впоследствии новички стремятся испытать это пьянящее чувство свободного падения снова и снова. Двигатель издает громкие звуки, в кровь поступает мощный приток адреналина и понимание того, что на земле теперь можно оказаться только одним способом – совершить прыжок. Сейчас главное – следить за сигналами выпускающего инструктора. Как только раздается двойной сигнал зуммера, у пассажиров самолета будет всего минута чтобы «высыпаться» в полном составе, иначе «собирать» потом парашютистов придется в районе нескольких километров. Скорость самолета при выброске составляет 160 км/ч! На взгляд оставшихся в кабине люди в момент прыжка исчезают попросту «в никуда», поскольку их мгновенно сносит потоком воздуха. У некоторых это вызывает шок и приступ страха, поэтому лучше быть готовым к такому моменту заранее. Всегда считала чем-то вроде анекдота рассказы, когда инструктор начинает выпихивать парашютиста, которому неожиданно захотелось жить. Говорят, существует инструкция, по которой самолёт должен вернуться на землю без пассажиров, и потому, если в последний момент кто-то отказывается прыгать, мягкое похлопывание выпускающего превращается в увесистый, придающий уверенности и задающий начальное ускорение толчок в спину. Не уверена насчет «волшебных пинков», поскольку никому из нашей команды он не понадобился, зато четко усвоила: подходить к люку нужно только приставным шагом, за обрез выставляется лишь носок левой ноги, но пытаться высунуться дальше новичку строжайше запрещено. Кто-то из наших попробовал - говорит, что чуть не сдуло за борт. Впрочем, и со скамьи зрелище из люка просто завораживающее: перед тобой реальная обшивка реального самолета, реальные люди, но за вот этим дверным проемом – пустота и земля. Нет, не земля - просто нарисованная карта. "Пошел!". Мощный хлопок по рюкзаку и я срываюсь в пропасть. Мягкий, но резкий удар набегающего потока закручивает в какой-то воздушный водоворот. Пару секунд дух захватывает так, как при качании на больших качелях, когда они опускаются вниз, только в тысячи раз сильнее. В момент, когда в полном обмундировании летишь булыжником вниз так и хочется крикнуть «Да какая еще считалочка?». Но вместо этого спешно начинаешь бубнить зазубренную «молитву» парашютиста: 521, 522, 523… Резкий рывок, он же динамический удар, дергает за шкирку как котенка – купол раскрылся. Падение замедляется, а вместе с тем к мозгу возвращается способность мыслить адекватно. Хочется поднять голову и послать своему спасителю воздушный поцелуй, но не тут-то было – стропы перепутались спиралью. Страшно? Нет, брат, шалишь. Потихоньку раскручиваюсь, как учили. Убедившись, что с куполом и стропами все в порядке, «расчикую» страхующий парашют, бережно вытянув красную стропичку. В противном случае на высоте триста метров прибор сработает и потянет за пузо снова ввысь. Теперь можно и оглядеться. Взору открывается незабываемая картина... Первое, что вас поражает с момента открытия парашюта – абсолютная тишина! Это происходит потому, что уши привыкли к реву мотора, а на такой высоте звуки с земли практически не долетают. Вероятнее всего, позднее у вас вряд ли получится вспомнить красоту полета, так как самостоятельный прыжок – это сильное испытание для нервной системы. Зато точно останется в памяти воздушный поток, бьющий в лицо, беспорядочные чертежи земли и ощущение абсолютно пустой головы, из которой ветром выдуло все, кроме ощущения нереального счастья… Страхующий прибор издает звук «трр-рр», а горизонт резко прыгает вверх – значит пора готовиться ко встрече с землей. Это самый серьезный этап в прыжке. Скорость падения составляет около пяти метров в секунду и избежать перелома ноги поможет только правильная группировка. Самое время плотно сомкнуть свои драгоценные конечности. Болтающиеся ноги в небесном пространстве – гарантированный перелом. Сжимаюсь из всех сил и готовлюсь к самому страшному… Падение мягкое как на пуховую перину. И вот уже стою на твердой, родной земле-матушке и радуюсь как ребенок. Кстати, сразу после падения, чтобы 85 квадратных метров, наполненные воздухом, не утащили вас в неведомые дали, необходимо «погасить» купол. Сделать это несложно – просто нужно с силой потянуть за нижние стропы. Ну вот и все. Дрожащими руками выпутывая стропы из ромашек, связываем их в так называемую «бесконечку» и укладываем парашют. Говорят, что приземление – это самая трудная часть прыжка. Ничего подобного, самое трудное – это собрать парашют и тащить его на себе через бескрайнее поле аэродрома. Будете прыгать – постарайтесь не улетать далеко. Вместо заключения скажу лишь одно: будь я медиком, то с удовольствием бы прописала прыжок с парашютом всем страдающим депрессией или считающим, что жить на свете плохо и скучно. Пожалуй, на сегодня это самый экономичный и быстрый способ почувствовать себя человеком «высокого полета».
«Белгородская правда» Фото специалиста-инструктора по военно-патротическому воспитанию Другие новости раздела
|